Осторожно – КЛЕЩИ!

Клещевой вирусный энцефалит — природно-очаговая инфекция, острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением центральной нервной системы.

Резервуаром и переносчиком инфекции являются иксодовые клещи. Они взбираются на травинку или кустик и ждут, когда мимо кто-нибудь пройдет. При приближении потенциальной жертвы клещи принимают позу активного ожидания: вытягивают передние лапки и водят ими из стороны в сторону. На передних лапках располагаются органы, воспринимающие запахи. Таким образом, клещ определяет направление на жертву. Если в непосредственной близости от клеща проследует животное или человек реакция будет мгновенной. Лапки снабжены коготками и присосками, что позволяет клещу надежно зацепиться. Самки клещей питаются около 6 суток, поглощая при этом невероятное количество крови, сытая самка становится размером с фалангу мизинца. Самцы присасываются на непродолжительное время для того, чтобы пополнить запас питательных веществ и воды в организме. Присосавшийся клещ начинает выделять в образовавшуюся ранку слюну. Первая порция слюны затвердевает на воздухе и образует так называемый «цементный секрет», прочно приклеивающий хоботок к коже. Вместе с этой слюной вирус попадает в организм животного или человека, и если доза вируса достаточно велика, то может развиться заболевание. Как показали исследования, «цементный секрет» может содержать до половины всего количества вируса, содержащегося в клеще. Поэтому, даже если удалить клеща сразу же после того, как он присосется, можно все равно заразиться. Доказано также, что инфекция передается и при укусе самцов. Кратковременный и безболезненный укус самца можно и не заметить, особенно, когда в лесу полно комаров и мошек. Возбудитель болезни передается в первые минуты присасывания зараженного вирусом клеща.

К заражению, преимущественно с марта по октябрь, восприимчивы все люди, независимо от пола и возраста:
- при посещении эндемичных территорий — в лесах, лесопарках, на индивидуальных садово-огородных участках;
- при заносе клещей животными (собаками, кошками) или людьми — на одежде, с цветами, ветками (возможно заражение людей, не посещающих лес);
- при снятии, раздавливании клеща или расчесывании места присасывания;
- при употреблении в пищу сырого молока коз (чаще всего), коров. Поэтому необходимо употреблять этот продукт только после кипячения.

Инкубационный период длиться от 8 до 23, иногда до 60,чаще 10–14 дней.

Заболевание может привести к стойким неврологическим и психиатрическим осложнениям и даже к смерти больного.

Болезнь чаще всего начинается остро и сопровождается ознобом, резким повышением температуры, сильной головной болью, болью в мышцах, слабостью. При появлении подобных симптомов следует немедленно обратиться к врачу, так как своевременно начатое лечение улучшает прогноз заболевания.

Важно уделять внимание профилактике заболевания:
- ограничить посещение леса в период максимальной активности клещей (май—июнь);
- при выходе в лес одеваться так, чтобы исключить заползание клеща под одежду;
- опрыскивать или пропитывать одежду отпугивающими средствами (репеллентами);
- каждые 1–1,5 часа пребывания в лесу проводить само- и взаимоосмотр;
- употреблять в пищу только кипяченое молоко;
- самым надежным методом профилактики является курс вакцинаций от клещевого энцефалита.

Вакцинация проводится заблаговременно всем желающим от 3 до 70 лет, она стимулирует выработку иммунитета. Вакцинация состоит из трех прививок. Первая вакцинация проводится осенью. Для экстренной специфической профилактики после присасывания клеща используют иммуноглобулин человека против клещевого энцефалита. Препарат вводят не привитым лицам после получения положительного результата при исследовании клеща или крови пострадавшего. Иммуноглобулин вводится в течение первых 96 часов после присасывания клеща.

ЕСЛИ ПРОИЗОШЛО ПРИСАСЫВАНИЯ КЛЕЩА? ЧТО ДЕЛАТЬ?

Если у вас нет возможности обратиться за помощью в медицинское учреждение, то клеща можно удалить самостоятельно. Удаление необходимо производить с осторожностью, не сдавливая его тело, поскольку при этом возможно выдавливание содержимого клеща вместе с возбудителями болезней в ранку. Важно не разорвать клеща при удалении — оставшаяся в коже часть может вызвать воспаление и нагноение. Для удаления клещей используются изогнутые пинцеты или хирургические зажимы. Клеща захватывают как можно ближе к хоботку, затем его аккуратно подтягивают, при этом вращая вокруг своей оси в удобную сторону. Второй способ удаления клеща- при помощи нитки. Для удаления присосавшегося клеща необходимо накинуть на основание погруженного в ткани хоботка петлю из простой нити. Концы ее соединить вместе и начать медленно скручивать до полного затягивания петли и извлечения клеща. При этом надо постараться захватить насекомое у самой поверхности кожи и тянуть медленным, но уверенным движением. Обычно через 1–3 оборота клещ извлекается целиком вместе с хоботком. Если при извлечении клеща оборвалась его головка, которая имеет вид черной точки, место присасывания протирают ватой, смоченной спиртом, а затем удаляют головку стерильной иглой (предварительно прокаленной на огне) так, как вы удаляете обычную занозу, Ни в коем случае нельзя накладывать на присосавшегося клеща мазевые повязки или использовать масляные растворы. Масло может закупорить дыхательные отверстия клеща, и он умрет, так и оставшись в коже. После удаления клеща кожу в месте его присасывания обрабатывают настойкой йода или спиртом.

ПРИ УДАЛЕНИИ КЛЕЩА НЕЛЬЗЯ:
- смазывать маслом;
- прикладывать к месту укуса едкие жидкости- нашатырный спирт, бензин и прочие;
- резко дергать клеща;
- ковырять в ранке грязной иголкой;
- прикладывать к месту укуса различные компрессы;
- давить его пальцами.

Снятого клеща ни в коем случае нельзя выбрасывать! Его следует поместить в небольшой стеклянный флакон вместе с кусочком ваты, слегка смоченным водой. Обязательно закройте флакон плотной крышкой и храните в холодильнике. Для диагностики инфекций клеща желательно доставить в лабораторию не позже 2-суток с момента укуса, при этом пригодны даже отдельные его фрагменты.

В нашей поликлинике можно осуществить вакцинацию от клещевого энцефалита. За подробной информацией Вы можете обратиться по телефону: 56-04-34 -инфекционный кабинет. Врач М. В. Полякова

Будьте здоровы!