От чего зависит способность к творчеству

Существует устоявшееся мнение, что способность к творчеству определяется работой правого полушария головного мозга. На основе этой гипотезы появилось множество книг, тренингов и семинаров, которые учат тому, как активизировать работу правого полушария, чтобы стать креативнее. Однако, результаты последних исследований ставят это под сомнение. Возможно, взаимосвязь творчества и правополушарного мышления не более чем миф.

Учёные Дэвид Дансон (David Dunson) из Университета Дьюка и Даниэл Дюрант (Daniele Durante) из Падуанского университета взялись целью проанализировать и сопоставить творческие способности людей и проводящие особенности белого вещество мозга, состоящего из большого числа нервных волокон (пучков аксонов), передающих электрические импульсы миллиардам нейронов. В качестве испытуемых выступили студенты университетов и колледжей.

В рамках проводимого исследования другая команда учёных во главе с нейробиологом Рэксом Юнгом (Rex Jung) из Университет Нью-Мексико в Альбукерке создала трёхмерную карту электрических схем мозга. Сбор данных осуществлялся с использование методики МРТ, называемой Визуализация диффузионного тензора, которая позволяет учёным изучать головной мозг человека и прослеживать пути всех аксонов, следуя за движением электрохимического сигнала в них. Компьютер создаёт множество единичных снимков разрешением свыше 1Gpx, поочерёдно накладывая их слоями друг на друга и получая таким образом трёхмерное изображение.

Трёхмерная визуализация методом МРТ

На изображении трёхмерная визуализация, полученная методом МРТ под названием Визуализация диффузионного тензора

Следующим этапом стало изучение творческих способностей студентов, для которых была создана трёхмерная карта электрической схемы мозга. Команда Юнга использовала комбинацию тестов для оценки креативности. В частности способность к Дивергентному мышлению (от лат. divergere — расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач, и заключающийся в поиске множества решений одной и той же проблемы. Например, испытуемым было предложено нарисовать за пять минут как можно больше не повторяющихся геометрических фигур/рисунков. Или придумать и перечислить новые способы использования для повседневных предметов, таких как кирпич или скрепка для бумаг. Студенты также заполнили ряд анкет об их достижениях в области изобразительного искусства, музыки, творчества, танцев, кулинарии.
Результаты были использованы для расчёта свободного показателя креативности для каждого испытуемого.

Дансон и Дюрант разработали компьютерные программы для анализа данных, полученных командой Юнга, и выявления различий в структуре мозга.

По результатам исследования учёные не обнаружили различий во внутренних связях между полушариями мозга и в его строении у мужчин и женщин. Таким образом, отсутствие наблюдаемых различий не позволяет соотнести их с творческими способностями у разных людей и связать их с правым или левым полушарием.

Связи между долями в лобной части мозга

На изображении графическое изображение связей между полушариями. Согласно исследованию, у творческих людей подобных связей в белом веществе мозга значительно больше.

Однако, при дальнейшем изучении обнаружились, что у студентов, набравших максимальные показатели креативности, в головном мозге насчитывается значительно больше связей между полушариями, особенно в лобной части, в сравнении с теми, у кого творческие способности на низком уровне.

Источник: Medical Xpress

Министерство здравоохранения РФ
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Министерство здравоохранения УР
Анкета для оценки качества оказания услуг медицинскими организациями
Электронный портал государственных услуг