В нашей поликлинике открылось новое направление в лечении целого спектра различных заболеваний

В БУЗ УР «Городская поликлиника № 1 МЗ УР» открылось новое направление в лечении целого спектра различных заболеваний. Лечение основывается на современных взглядах на психосоматические причины многих заболеваний. За подробностями мы обратились к ведущему прием клиническому психологу Негрееву Михаилу Михайловичу.

Первый вопрос: что такое психосоматические заболевания и в чем актуальность этого подхода?

Психосоматические заболевания — это заболевания, в возникновении и протекании которых, решающую роль играют психологические причины: стрессы, негативные эмоции, внутренние конфликты, а также другие психологические факторы.

По данным ВОЗ, из всех пациентов, обращающихся к врачам, процент психосоматических больных составляет от 38% до 42%.

В каких же заболеваниях психологический фактор наиболее силён и играет решающую роль?

Перечислю те, психосоматика которых как причина у большинства специалистов сомнений не вызывает и это:

• эссенциальная артериальная гипертензия;
  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;
  • ишемическая болезнь сердца;
  • неспецифический язвенный колит;
  • бронхиальная астма;
  • нейродермит;
  • инсулиннезависимый диабет второго типа;
  • ревматоидный артрит;
  • психосоматический тиреотоксикоз.

Потенциально высокая вероятность присутствия психологического фактора в структуре болезни свойственна чаще заболеваниям с хроническим течением. Сам психологический фактор может выступать как первопричиной заболевания, так и в качестве вторичной, поддерживающей заболевание, основы.

Страдающие данными заболеваниями должны обращаться к психологам, а не к врачам?

Любой заболевший человек в первую очередь должен обращаться за медицинской помощью к врачу для установления диагноза и получения необходимого лечения.

После снятия острых проявлений заболевания есть возможность сосредоточиться на выявлении скрытых от повседневного внимания внутренних переживаниях и страхах, внутриличностных конфликтах, которые потенциально могли привести к развитию заболевания.

Каким образом внутренние переживания могут оказывать такое сильное воздействие на организм и приводить к заболеваниям?

Представим довольно распространенный случай, когда ребенок воспитывается родителями, которые «знают что для ребенка лучше». В развитии ребенка они больше руководствуются своими, часто негативными знаниями и опытом, упуская реальные желания и потребности самого ребенка.
Ребенок часто вынужден подчиниться воле родителей из страха потерять их любовь, защиту и заботу. Кроме страха ребенок начинает испытывать гнев в отношении родителей за свои фрустрированные желания. У ребенка развивается первый внутренний конфликт между стремлением удовлетворить свое желание и требованием родителей. Возникшие страх и гнев не находят своего выхода чаще в связи с опасением наказания. Тело реагирует на этот конфликт подготовкой к сопротивлению: мышечное напряжение, учащение сердцебиения и дыхания, повышение кровяного давления и т. д.

Ребенку трудно переносить внутри такие сильные чувства и включается механизм психологической защиты, суть которой вытеснение неприятных чувств из сознания. Теперь ребенок не осознает эти гнетущие и враждебные чувства, но тело продолжает испытывать реакцию со стороны мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

В процессе взросления ребенка на этот же неосозноваемый базовый внутренний конфликт могут наслаиваться другие конфликты. Реакция со стороны тела становится хронической, появляется симптоматика вегето-сосудистой дистонии, снижения вентиляции легких и т. д. Но резервы тела и психики еще позволяют достаточно эффективно справляться с растущей проблемой здоровья.

Уже будучи взрослым, такой человек все чаще начинает испытывать упадок сил, подавленность. Появляются симптомы гипертонической болезни. При этом вытесненный из сознания внутренний конфликт приобретает огромные масштабы, но продолжает оставаться неосознанным.

Обращаясь к врачам он получает симптоматическое лечение проявлений гипертонической болезни, что часто приносит лишь временное облегчение, а само заболевание постепепенно прогрессирует как в связи с усилением самого внутреннего конфликта, так и в связи с ослаблением адаптивных сил организма.
Сама причина такого варианта развития проблемы со здоровьем остается традиционно скрытой. Хотя, необходимо отметить, что в последнее время доктора все чаще начинают рекомендовать своим пациентам обратиться к психологам для коррекции психологического состояния.

Указанный пример носит общий, упращенный, описательный характер, на практике работа ведется со сложным комплексом внутренних противоречий, появление которых относится в том числе к самым ранним годам пациента. Важно понимать, что такие взаимосвязи существуют и необходимо воздействовать на болезнь не только медикаментозно, но и устранять психологические причины, которые во многих заболеваниях являются, повторюсь, определяющими или поддерживающими. Иначе заболевание рискует стать прогрессирующим или хроническим.

Какие проявления свидетельствуют о наличии психологического фактора, способного привести к заболеванию?

Если человек чувствует внутреннюю скованность, подавленность, тревожность, сталкивается с трудностями в коммуникации и социальных связях, если в его жизни часто повторяются однотипные неблагополучные ситуации, избегает физической активности и конечно склонность к вредным привычкам — все это свидетельствует о значительной степени внутренних противоречий, устаревших внутренних установок и других помех для нормального функционирования личности. Это все свидетельствует о том, что внутриличностный конфликт, либо запечатленная травматичная для психики ситуация, уже значительно влияет на поведение человека и может проявиться соматически в виде болезни. К этому необходимо добавить хроническую усталость, раздражительность, плаксивость, чувство пустоты и депрессивные состояния — будет лучше обратиться за консультацией к психологу.

Как Вы планируете донести информацию до нуждающихся в таком лечении?

Мы планируем выпустить ряд статей по заболеваниям различных органов и систем с целью осветить эти проблемы с точки зрения психосоматического подхода. Будем очень рады если нуждающиеся в нашей помощи смогут ознакомиться с этими статьями здесь на сайте и принять решение об актуальности для них такого подхода.

Если актуальность для кого-то уже очевидна и просто было сложно сделать выбор, приглашаем к нам на консультацию в рамках акции, которая позволяет получить первую консультацию бесплатно.