На сколько хорошо поисковые системы отвечают на вопросы о здоровье

Согласно последним исследованиям около 40% интернет-пользователей в Европе и Северной Америке выходят в Интернет с вопросами, связанными со здоровьем. Еженедельное рецензируемое научное издание «Британский медицинский журнал» (The BMJ) решило узнать, можно ли доверять ответам поисковых систем и голосовых помощников в вопросах подобной тематики. Акцент был сделан на сексуальном здоровье, именно эта тема является наиболее деликатной, поэтому многим пользователям, в особенности подросткам, психологически комфортнее задать вопрос смартфону, нежели спросить у родителей или специалиста.

Символьное изображение голосового помощника Siri

Экспертный совет издания подготовил перечень из 50-и вопросов и задали их поисковой системе Google, голосовым помощникам* Siri (от компании Apple) и Google Assistant. Все эти ресурсы являются наиболее популярными среди пользователей в странах Западной Европы и США. В первом случае с помощью клавиатуры вопросы набирали в строке поиска в браузере на компьютере и получали перечень тематических сайтов, видео и изображений. Во втором, журналисты надиктовывали вопросы встроенному приложению на смартфоне и получали голосовой ответ в виде короткой или развёрнутой фразы, либо зачитывания части текста с какого-либо сайта.

Виртуальный цифровой голосовой помощник или ассистент — программное обеспечение с элементами искусственного интеллекта, имитирующее живой диалог, распознающее естественную речь и дающее ответы на вопросы.

Сравнив результаты журналисты подсчитали, что поиск с помощью браузера в поисковике Google обеспечивает 72% правильных ответов на вопросы по теме сексуального здоровья, голосовой помощник Google Assistant способен помочь в половине случаев (50%), а Siri даёт корректные ответы лишь на 36% вопросов. В качестве критерия для оценки качества получаемых ответов рассматривалось не только их точное соответствие вопросу, но и авторитетность ресурса, с которого была заимствована информация. Например, наиболее часто встречались отсылки к материалам сайта Национальной службы здравоохранения Англии, Новозеландского центра Планирования семьи, Центры по контролю и профилактике заболеваний США, а также на статьи из Википедии, сайты фармацевтических компаний и онлайн-издания научных журналов.

По результатам своего эксперимента редакция The BMJ опубликовала вывод, что обычный поиск Google на компьютерах и ноутбуках даёт более качественные онлайн-рекомендации по здоровью, чем голосовые помощники на смартфонах. В конце статьи авторы резюмировали, что цифровые ассистенты пока недостаточно точны в сложных вопросах, касающихся медицинской тематики и на это стоит уделить пристальное внимание производителям программного обеспечения, в данном случае Google и Apple, наряду с повышением цифровой грамотности населения в части критичного восприятия информации, получаемой через Интернет.

Стоит отметить, что данное исследование применимо исключительно для англоязычной аудитории. Для российского сегмента сети Интернет исследование не проводилось.

Источник: MedicalXpress

Министерство здравоохранения РФ
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Министерство здравоохранения УР
Анкета для оценки качества оказания услуг медицинскими организациями
Электронный портал государственных услуг